Статья депутата Туапсинского городского совета Белова Геннадия Михайловича по наболевшей теме Туапсинского Балкерного Терминала.
Пять лет назад, мною, сразу в нескольких газетах и в интернете была опубликована статья о перспективах развития города Туапсе («Коммерческий компас», «Курортная газета», «Понт Эвксинский», Туапсинский городской сайт). Статья так и называлась «Большие проблемы маленького городка».В той статье, мною анализировалась ситуация складывающаяся в городе.
Напомню в частности, что город, занимающий 30 кв.км. площади и имеющий 63,5 тыс. жителей вмещает в себя ещё и такие крупные и техногенно опасные предприятия как «Туапсинский Морской Торговый Порт» (ТМТП), «Туапсинский нефтеперерабатывающий завод» (НПЗ), «Туапсинская нефтебаза». Более того, поперек город разрезает трасса федерального значения, а вдоль, проходит железная дорога. И вот на фоне всего этого было принято решение о строительстве сразу трех терминалов – терминала по перевалке сжиженного газа (ТЭТ), терминал по перевалке минеральных удобрений и зерновой терминал.
Сразу же, после принятия таких решений, в городе была организована председателем комитета женщин - Торговкиной Елизаветой Петровной инициативная группа по проведению референдума против строительства Терминала Еврохим. Изначально, в группу вошли 26 руководителей общественных организаций, партий, движений, объединений и т.д. В дальнейшем эта группа получила название «Чистый город». Почти с первых месяцев создания к ней примкнул и я, автор этой статьи. Группа с первых же дней очень активно включилась в борьбу против строительства ТБТ, мы проводили митинги, акции протеста, писали письма-протесты во все инстанции, в том числе и президенту Российской Федерации. Собирали подписи жителей (было собрано более 11 000 подписей под письмом президенту страны), активно добивались проведения референдума. Ездили в Государственную Думу Российской Федерации, где встречались с председателем комитета по экологии Грачевым В.А.. В результате, в г.Туапсе были направлены комиссии по изучению экологической обстановки и было проведено выездное заседание Совета Федерации, на котором рассматривали перспективы развития города Туапсе и промышленности в частности.
Уже тогда картина была предельно ясной. На фоне сокращения территории страны, в результате распада СССР, России остро требовались новые порты и г.Туапсе, в силу своего географического положения и сложившейся транспортной схемы (пресечение ж/д дороги, автодороги и мор-порта) приобрел огромное стратегическое значение в экономике. Именно в силу стечения этих обстоятельств, участь Туапсе была предрешена - это город Порт.
Поняв это, получив в очередной раз отказ в проведении референдума, мне удалось убедить многих членов инициативной группы в изменении стратегии работы нашего комитета. Было принято решение все усилия направить на: 1. Контроль за экологически безопасным проектированием, строительством и эксплуатацией терминалов. 2. Соблюдением санитарно-защитных зон предприятий (что фактически означает отселение из санитарно-защитных зон населения и постепенное разделение города на промышленную зону и жилую). 3. Разработку и принятие единого санитарного паспорта города. Предприятия начали продвигать свои проекты, а инициативная группа «Чистый город» отслеживала практически каждый шаг этих предприятий. Мы участвовали практически во всех общественных слушаниях и экспертизах проектов. По мере накопления вопросов проводились круглые столы и брифинги. Если же мнения нашего комитета и мнения представителей предприятий расходились кардинально, то «Чистый город» рассылал письма во все инстанции как краевого уровня, так и Федерального (Президенту страны, правительству, Генеральную прокуратуру, Совет Федерации, Государственную думу и т.д.).
Результаты, как правило, проявлялись незамедлительно, вплоть до приостановки строительно-монтажных работ. Как говориться в пословице: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги», т.есть, реальная жизнь, зачастую вносит свои коррективы.
Так было с Туапсинским НПЗ. У инициативной группы возник целый ряд острых вопросов по поводу проведения реконструкции. Были подключены Федеральные контролирующие службы. И надо отдать должное руководству этого предприятия в его конструктивном подходе к решению выявленных недостатков. Сегодня руководитель ТНПЗ проводит регулярные брифинги, где обсуждаются буквально все вопросы и проблемы, а так же предоставляется свободный доступ ко всем объектам, вызывающим какую-либо настороженность. Последняя встреча состоялась в конце марта этого года.
Аналогичную позицию заняла дирекция Нефтебазы. Все мы помним какую озабоченность и тревогу вызывала так называемая линза. За её устранение инициативная группа вела упорную и последовательную борьбу. И если 3-4 года назад, наличие линзы вызывало огромную тревогу, то сегодня мы наблюдаем результат работы, проделанной руководством Нефтебазы. В начале апреля инициативная группа посетила Нефтебазу с контрольной проверкой и, объективно говоря, были удивлены свершившимися преобразованиями. Я в прошлом нефтяник и повидал многое в этой отрасли и сегодня должен признать, что увидел предприятие 21-го века. На Нефтебазе полностью отсутствовал запах нефтепродуктов! А это говорит о многом.
Следующим объектом по плану был Туапсинский Морской Торговый Порт. В результате регулярного, за последние годы, пыления угля, у инициативной группы сложилось стойкое негативное отношение к деятельности порта. Добавило отрицательных эмоций пыление зернового терминала. Можно представить с каким настроением и настороженностью готовилась инициативная группа к визиту на это предприятие. Во время проверки мы посетили Зерновой и нефтеналивной терминалы а так же угольный пирс. Что касается угольного пирса. На момент проверки, штабель угля, приготовленный к погрузке орошался водой, фракция угля была крупной, вода собиралась в дренажные лотки и подавалась на очистные сооружения. Конечно полное пыление при открытой погрузке исключить не удается и работать над этой проблемой порту придется еще долго.
Следующим объектом был зерновой терминал. К нему у «Чистого города» было особо предвзятое отношение. Накануне, во время пробной отгрузки судна и отладки оборудования, терминал довольно-таки прилично напылил, чем вызвал волну возмущения горожан. Но к моменту проверки (13 апреля 2010 года) сам терминал производил довольно благоприятное впечатление. Полное отсутствие просыпанного зерна и пыли. Все герметично. Процессы все автоматизированы. Все системы пылеудаления и пылеподавления работали и это вселяет надежду, что зерновой терминал будет оказывать минимальное отрицательное влияние на окружающую среду.
Следующим пунктом следования был нефтеналивной пирс. В предыдущие годы, посещение этого пирса оставляло тяжелые впечатления - замазученность, нефтяные разводы на воде, тяжелый запах нефтепродуктов. На сегодня мы увидели разительный контраст по сравнению с прошлым. В результате установки специального заграждения и устройства системы дренажных скважин, практически прекратилось попадание нефтепродуктов в акваторию порта. Полное отсутствие какого-либо запаха (хотя при этом полным ходом шла погрузка танкера). Вообщем, сдвиги в положительную сторону налицо. Конечно члены инициативной группы не дети из детсада и прекрасно понимали что к приходу группы готовились, но даже при этом, была видна разница между обстановкой 3-4 лет давности и сейчас. Объективности ради, стоит заметить, что до сих пор, окончательно не решен вопрос об установке рекупирации воздуха. Согласно новым международным требованиям, такими установки должны оснащаться все суда без исключения. Остается вопрос: решает ли это проблему отчистки вытесняемого воздуха из трюмов танкера при загрузке? «Чистый город» взял этот вопрос на контроль.
После проведения краткого анализа проверок ТНПЗ, Нефтебазы и ТМТП и проведения встреч с руководителями этих предприятий, складывается впечатление, что руководство с большой ответственностью относится к экологической составляющей своих предприятий. И даже ТМТП сегодня повернулся лицом к горожанам (по видимому сказалась смена собственника и замена руководства). Работы в направлении экологии, конечно же еще непочатый край и до самоуспокоения еще очень и очень далеко. И к этому я еще вернусь.
А теперь, хотелось бы обсудить главное, что подвигло к написанию этой статьи. Если все написанное вначале статьи отражало прогрессивное отношение предприятий к экологии, то отношение терминала Еврохим, так называемое ТБТ к проблемам экологии вызвало у горожан шок. Не окончив строительства, не сдав в эксплуатацию ни причалы, ни оборудование, ни само предприятие, ТБТ, в нарушение всех существующих норм, на глазах у всего города, отгрузило два судна с карбамидом, накормив при этом карбамидной пылью всех горожан. Верхом цинизма было заявление о том, что превышение ПДК (предельно допустимой концентрации) вредных веществ в воздухе практически равны НУЛЮ. И вот это и стало основным мотивом возмущения горожан. Народ не глуп и прекрасно понимает, что коли сейчас, еще на стадии строительства предприятие позволяет себе такое, что же будет дальше?! Возмущению людей не было предела.
Надо отдать должное, с какой оперативностью на это отреагировали как районные власти, во главе с Кошель Виктором Васильевичем и председателем районного Совета депутатов, так и городские власти совместно с депутатским корпусом. В эти дни, мне лично приходилось много общаться с главой Туапсинского района и главой города. Сегодня, читая листовки, где бросаются необоснованные обвинения, а порой и прямые оскорбления в адрес Кошель В.В. и Чехова А.В. я со всей ответственностью заявляю, что они лживы, а оскорбления свидетельствуют лишь о культурном уровне авторов этих листовок. Мне за 50 и я кое-что повидал за прожитые годы и умею отличить ложь и лицемерие от искренности. Так вот, хочу сказать «злопыхателям из-за угла» я видел то возмущение и негодование глав, когда свершился факт пыления. Сухие строчки газет не могут передать всю глубину возмущения и главы района и главы города, когда руководство ТБТ было призвано к ответу. Глава сделал то, что должен был сделать и поливать его из-за угла грязью это как-то подленько.
Думаю, что я имею полное моральное право назвать автора или авторов этих листовок трусами и задать им вопрос: «а где вы, господа хорошие, были, когда строительство ТБТ можно было остановить еще в зародыше?. Где вы были, когда «Чистый город» собирал митинги, акции протеста, собирали подписи под письмами и добивались проведения референдума против Еврохима?». Сегодняшнее листовкотворчество больше напоминает махание кулаками после драки. Ведь все же прекрасно понимают, что ни Кошель, ни тем более Чехов не имеют абсолютно никакого отношения к разрешению на строительство ТБТ, а нападки на них и администрацию больше похожи на расшатывание стабильности. На фоне кризиса и роста цен, взбаламутить народ – много ума не надо. Гораздо сложнее с достоинством выйти из сложного положения не скатившись до уровня банановой республики. И хотя случай с ТБТ вопиющий – это совсем не повод для раскачки ситуации и те, кто этим занимается - абсолютно безответственные люди.
Я считаю, что необходимо сделать следующее:
1) Наладить четкий контроль за соблюдением санитарных норм всех предприятий как действующих так и строящихся, для чего необходимо обязать предприятия оборудовать автоматические посты экологического контроля с выводом данных на общедоступные экраны и в интернет (по типу НПЗ)
2) Последовательно проводить политику разделения города на промышленные и жилые зону, для чего необходимо неукоснительно соблюдать санитарно-защитные зоны предприятий (в частности дома по ул.Кошкина, 3-и дома по ул.Гагарина, 3-и дома по ул. Горького)
3) Добиться завершения разработки и принятия санитарно-защитного паспорта города (что позволит более эффективно проводить политику отселения граждан из санитарно –защитных зон предприятий) (категорически недопустимо строительство техногенно опасных предприятий без учета интересов горожан).
Все это рутинная работа, требующая упорства, последовательности и труда. Такая работа сегодня ведется как в районной так и в городской администрации. «Чистый город» всемерно помогает и стимулирует эту работу. Мы оперативно реагируем на любую информацию о загрязнениях окружающей среды и поверьте, мало не покажется, если кто-то решится похулиганить. Общественный Совет самоуправления Туапсинского района принял извинения руководства ТБТ (что совсем не освободило их от штрафов), но как говориться в известном анекдоте: «но осадок остался» и предприятие сейчас находится под пристальным вниманием общественности, да и горожан тоже.
В заключительной части мне хотелось бы обратиться ко всем землякам-Туапсинцам: Давайте утихомирим страсти, будем спокойно, упорно и последовательно решать наши проблемы. Давайте будем помнить, что кавалерийскими наскоками как показывает история, проблем не решить. Мудрость, спокойствие и настойчивость всегда приносят успех. Давайте, наконец вспомним, что на пороге курортный сезон, который без преувеличения кормит весь Туапсинский район и нагнетание страстей отнюдь не способствует его успешному проведению. Давайте спокойно и с достоинством встретим 65-ти летие Победы в Великой Отечественной войне и от души поздравим наших Ветеранов с праздником.
Не могу удержаться от константации факта, люди стали более социально активными. Радует, что очень много неравнодушных людей среди горожан. Присоеденяйтесь к «Чистому городу» . Вместе мы многого добьемся!
С уважением:
Зам. председателя инициативной группы «Чистый город», Председатель общественной организации «Объединение предпринимателей малого и среднего Бизнеса Туапсинского района», Депутат Туапсинского городского поселения, Член общественного Совета местного самоуправления Туапсинского района и г.Туапсе, Зам. председателя Всероссийского общественного движения «Единство Соотечественников» |
Г.М.Белов |
Похожие статьи:
В современном мире проблемы экологии зачастую оказываются одними из самых острых. Как совместить постоянный рост экономики (а значит – производства и... | Руководители балкерного терминала ответили на все вопросы журналистов и подтвердили свои слова документами... |