Руководители балкерного терминала ответили на все вопросы журналистов и подтвердили свои слова документами
История, которая началась 7 лет назад, а именно в июле 2003 года, когда было принято решение о строительстве в городе Туапсе балкерного терминала, сегодня вызывает негативную реакцию, виной стало отсутствие необходимой информации. Почему самые различные слухи распространяются с молниеносной скоростью, и как отличить правду от домыслов – в этом и решили разобраться журналисты, отправляясь на встречу с руководством ООО «Туапсинский балкерный терминал», предварительно заготовив наиболее часто возникающие у горожан вопросы.
Для начала перечислим все, что удалось услышать в Туапсе о деятельности ТБТ. Во-первых, на терминале производилась отгрузка открытым способом ядохимикатов, которые попали в воду и атмосферу. Во-вторых, ядами отравилось пятеро рабочих, трое находятся в реанимации в местной больнице, двое узбеков скончались. Погрузка ведется давно, и уже загружено более тысячи вагонов без пылеуловителей и разрешения экологической экспертизы. Зафиксировано на фото и видео, как над судами поднимались облака ядовитой пыли. Турецкие рабочие с судна, по прибытии на родину, попали в больницу и подали в суд на терминал. Отравлены дельфины, трупы которых течением отнесло в Сочи. В Туапсе упали цены на квартиры, особенно в центре. По городу расходятся листовки, дети в школах рисуют умирающих дельфинов, а взрослые собираются переезжать на Кубань, подальше от химической заразы. Жуткая картина, не правда ли, ни в каком фильме ужасов самый изощренный режиссер не придумает ничего страшнее.
Давайте, отбросим эмоции и разберемся во всем по порядку. Нет, никто никого не собирается защищать, и никто никому не продался. Давайте дадим слово и специалистам, ответственным за благополучие жителей города, которые живут рядом, дышат тем же воздухом, растят и воспитывают детей. Они ведь не случайно пригласили журналистов и ответили на самые неприятные вопросы прессы.
– Главная наша ошибка в том, – сказал директор терминала Валерий Борисович Хатьянов, – что мы людям ничего не рассказывали. Мы все выросли в советское время и не могли предположить, как могут повернуться события. Надо было давно позвать на терминал глав города, района, общественность, депутатов и с самого начала показывать ответственное отношение предприятия к экологии и к решению всех социальных вопросов. Теперь придется наверстывать упущенное, и могу заверить, что слухи не оправданы и распространяются со злым умыслом. В этом пришлось убедиться, когда в начале марта на терминале произошла настоящая диверсия – кто-то подрезал конвейерные ленты. Сейчас этим занимаются правоохранительные органы. Если бы во время специалисты не обнаружили порчу оборудования, то при погрузке девять тонн удобрений упали бы с 15-метровой высоты на причал. Какая цель? Сложно сказать. Наверное, подрыв авторитета компании.
На вопрос журналистов о классе опасности перегружаемых удобрений ответил Павел Александрович Яковлев, директор по закупкам и логистике минерально-химической компании «Еврохим»:
– Я уже 4 года занимаюсь вопросами согласований экологических процессов, разрешением технических решений строительства терминала. Проект прошел все возможные экспертизы, начиная с Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и заканчивая Институтом народно-хозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук. Хочу заверить всех туапсинцев, что никогда селитра у нас перегружаться не будет. Компания «Еврохим» выпускает много наименований: уксусную, серную, азотную кислоты, сто процентов видов химической органики, объединяет ведущие предприятия химической промышленности России – и ни одно из этих веществ высокой степени опасности никогда не будут грузиться в Туапсе. Здесь планируем отгружать только четыре вида удобрений: карбамид, аммофос, нитроаммофоску, калийную соль, которые не относятся к опасным химическим веществам, не являются канцерогеном, а технические и технологические решения исключают попадания гранул минеральных удобрений в атмосферу, почву или водную среду.
– Тогда почему при экспериментальной погрузке видели над терминалом облако белой пыли и почему не включили систему аспирации – пылеулавливания? – задали встречный вопрос журналисты.
Директор ООО «ТБК» В.Б. Хатьянов заверил, что это облако не было пылью от удобрений, так как в тот момент он лично находился на пароходе:
– Люди с набережной увидели и сняли на фото дым, клубящийся над пароходом. Если бы просыпался карбамид, имеющий более мелкую фракцию, то никакого бы высокого пыления не было. Действительно, в тот момент система аспирации не работала и не должна была работать на протяжении 4-х часов, так как проводились тестовые испытания оборудования. В дальнейшем всей системой погрузки будет управлять компьютер. Сегодня у нас работаю семь немецких специалистов, производящих наладку и шеф-монтаж, а как вы знаете, немцы всегда отличались педантичностью и очень дорожат своей профессиональной репутацией. А то, что нас косвенно обвинили в смерти дельфинов, выбросившихся в Сочи и Адлере, то могу заверить вас и всех туапсинцев, что морское течение идет к нам с Турции, а не наоборот. Вот официальное извинение Всероссийского общества охраны природы (и В. Хатьянов показал письмо за подписью председателя сочинского отделения ВООП А.Р. Юсуповой), в котором приносятся извинения за информацию, прошедшую в СМИ и не подтвержденную со стороны Ростехнадзора, Роспотребнадзора и Росприроднадзора, что гибель дельфинов связана с деятельностью терминала.
По поводу «массового отравления» работников терминала при погрузке, В.Б. Хатьянов опять продемонстрировал документы: запрос от 8 апреля 2010 года и ответ из Управления здравоохранения Туапсинского района от 15 апреля 2010 года, что массовых обращений в больницы не было.
– Посмотрите, разве мы похожи на самоубийц? Это не те деньги мы здесь зарабатываем, чтобы рисковать здоровьем. У нас работают хорошие специалисты, каждого мы отбирали по самым высоким критериям. На 30, имеющихся на сегодняшний день на терминале вакансий, у нас лежат 900 резюме желающих здесь работать. Экология на терминале – вопрос номер один, а для нас – это вопрос жизни.
– Что же случится, если все-таки удобрения при погрузке попадут в море, и не начнется ли химическая реакция с морской солью и прочими элементами, содержащимися в воде? – задал вопрос журналист из Сочи.
– Произойдет не химическая реакция, а диффузия, то есть растворение удобрений в воде, – ответил П.А. Яковлев. – Мне пришло в голову хорошее сравнение: вот человек ест огурец, посыпанный солью – это очень вкусно, но если ему сказать, что вы едите продукт, выращенный на навозной грядке, обработанный хлоридом натрия – то, как можно такое взять в рот? Так и удобрения, они делятся на минеральные и органические – химических удобрений нет. Навоз, торф, перегной – органика; калий, азот, фосфор – неорганические, получаемые из природных элементов земли. Азот – путем синтеза природного газа, он содержится во всех организмах. Это знает любой школьник, более-менее изучавший химию. У нас удобрения закупают рыбные хозяйства, они добавляют их в пруды, например, для выращивания карпа. Существуют специальные разработки, предоставленные ФГУП «Краснодарский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства» о применении смеси азотно-фосфорных у добрений для внесения их в водоемы для развведения рыбы. Если удобрения попадут в море, то в худшем случае будем наблюдать увеличение морских водорослей и большее развитие планктона. Еще раз повторю, что ядовитые химикаты, мы никогда перегружать в Туапсе не будем.
– А где вы их перегружаете, и не приспособлено ли оборудование для их перегрузки в Туапсе? – последовал встречный вопрос.
– Терминал – это не химическое производство, а транспортное предприятие, – продолжил свою мысль Павел Яковлев, – а компания «ЕвроХим» ведет отгрузку химикатов высокой степени опасности через порты Балтии – в Латвии и Эстонии, в Финляндии и через порт «Кавказ». Все они жидкие, в Туапсе же не предусмотрена перевалка ни одного из названных мною опасных грузов. Мы бы никогда не получили разрешения, ввиду близости города, нефтепирса. На нашем оборудовании можно переваливать только сухие удобрения.
Дальше речь зашла о санитарно-защитной зоне и отселении жителей домов по ул. Гагарина. Руководство балкерного терминала разъяснило, что СЗЗ составляет 100 метров, в нее попадают дома №№ 15 и 17 по ул. Гагарина, с каждой семьей заключен договор и всем будет предоставлено новое жилье на ул. Калараша – всего 16 квартир. Решается вопрос по договоренности с городской администрацией и с отселением еще одного – 19-го дома по ул. Гагарина.
ООО «ТБТ» готов сотрудничать с городом и в социальной сфере. На эти цели уже потрачено 50 млн. рублей: на софинансирование в строительстве детского сада, открытого плавательного бассейна, ежегодно к 9 мая по 200 тысяч рублей тратится на поддержку ветеранов города, 500 тыс. на оформление стенда Туапсинского района на экономическом форуме в г.Сочи, за счет терминала город и район отправляют малообеспеченных детей в лагерь отдыха «Химик», 450 тыс. руб. израсходовано на реконструкцию городского стадиона и так далее.
Вот такой разговор журналистов состоялся с руководством Туапсинского балкерного терминала. Мы постарались объективно, без прикрас, передать основные ответы на то, что так сегодня волнует жителей города. Как говорится, прогресс не остановить, но сделать его ответственным можно.
источник: газета "Туапсинские новости"
Похожие статьи:
В современном мире проблемы экологии зачастую оказываются одними из самых острых. Как совместить постоянный рост экономики (а значит – производства и... | Статья депутата Туапсинского городского совета Белова Геннадия Михайловича по наболевшей теме Туапсинского Балкерного Терминала.... |